ТЕМА 4. КУЛЬТУРНЫЕ РАСТЕНИЯ

После изучения темы необходимо знать:

· определения терминов: вегетация, период (вегетации, вегетационный, вневегетационный), культурная флора, интродукция, растения (культурные, продовольственные, крупяные, ягодные, плодовые, плодово–ягодные, декоративные, кормовые, технические, медоносные), растительное сырье, спелость (техническая и биологическая);

· характеристику различных групп культурных растений, температурные границы, сроки и продолжительность вегетационного периода для культурных растений;

· происхождение (родину) и значение культурных растений в жизни и практической деятельности человека, условия успешности интродукции растений в Кемеровскую область;

· примеры культурных растений из различных групп.

После изучения темы необходимо уметь:

· объяснить значение культурных растений и в жизни и практической деятельности человека;

· объяснить зависимость между особенностями культурных растений и климатом области.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4

Формирование культурной флоры региона зависит как от потребностей человека, так и от климатических условий, определяющих возможности выращивания растений.

Цель занятия: изучить особенности культурной флоры Кемеровской области.

Материалы и оборудование:

ПК с выходом в Интернет.

Пособия: Растительный мир Кузбасса [6].

Карты Кемеровской области: почвенная (приложение 5), климатическая (приложение 4), сельское хозяйство и охотничьи промыслы (приложение 13), поля (приложение 11), садоводство (приложение 12), карта–схема Орографические районы Кемеровской области (приложение 16).

Задание 1

В регионах с сезонным климатом календарный год разделяется на 2 периода: вневегетационный (промежуток времени, неблагоприятный для жизнедеятельности растений) и вегетационный (часть года, когда возможна вегетация).

Жизнедеятельность культурных растений в умеренном поясе северного полушария возможна при среднесуточных температурах выше 10ºС. Для разных растений необходимо различное время для формирования продукции.

В окрестностях г. Кемерово вегетационный период для культурных растений составляет 115–125 дней.

Каким растениям хватит времени для того, чтобы сформировать урожай в открытом грунте пригородных хозяйств областного центра?

Ход работы

Проанализируйте табл. 1 и дополните предложения.

1. В открытом грунте в пригороде г. Кемерово можно выращивать ___________________ сорта следующих культур: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________, так как __________________________________________________________

_________________________________________________________.

2. Можно выращивать все сорта следующих культур: __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________, так как

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. Почему в области невозможна круглогодичная вегетация растений?

_________________________________________________________.

Таблица 1

Продолжительность достижения технической спелости*используемых органов культурных растений

Название культуры Продолжительность достижения технической спелости, дни
Арбуз:
раннеспелые сорта 80–90
позднеспелые сорта 110–140
Баклажан
раннеспелые сорта 85–100
позднеспелые сорта 130–150
Горох
раннеспелые сорта 60–75
позднеспелые сорта 95–120
Гречиха
раннеспелые сорта 60–70
позднеспелые сорта 90–100
Дыня:
раннеспелые сорта 60–80
позднеспелые сорта 120–180
Огурец:
раннеспелые сорта 95–100
позднеспелые сорта 110–115
Картофель:
раннеспелые сорта 34–80
позднеспелые сорта 80–100
Кукуруза:
раннеспелые сорта 80–100
позднеспелые сорта 115–150
Подсолнечник:
раннеспелые сорта 80–100
позднеспелые сорта 105–140
Томат:
раннеспелые сорта 65–90
позднеспелые сорта 110–130

* Техническая спелость – состояние растений, когда их органы становятся пригодными для хозяйственных целей. Биологическая спелость – состояние растений, при котором их органы размножения достигли зрелости и представляют полноценные зачатки нового поколения растений.

2. Какие сорта больше всего подходят для выращивания в пригородных хозяйствах областного центра? С чем это связано?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие особые условия можно создать для культур и сортов, которые не пригодны для выращивания в открытом грунте?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Возможность выращивания растений в том или ином регионе зависит от теплообеспеченности вегетационного период. Потребность растений в тепле определяется по сумме температур, которую они должны получить за период вегетации. В окрестностях г. Кемерово сумма температур за вегетационный период для культурных растений составляет в среднем 1800ºС.

Какие растения можно выращивать в окрестностях г. Кемерово без дополнительных укрытий и обогрева?

Ход работы

Соотнесите потребности в тепле растений, указанных в табл. 2 с обеспеченностью теплом вегетационного периода Кемеровской области.

Проанализируйте табл. 2 и дополните предложения.

1. Обеспеченность теплом вегетационного периода в пригородах г. Кемерово соответствует потребностям в тепле следующих культур: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Такие культуры, как _________________________________,

выращивать в области нельзя, потому что им не хватает тепла.

3. Выращивание _______________________________________ может быть неудачным в годы с прохладным летом.

Таблица 2

Потребность сельскохозяйственных культур в тепле

Культура Сумма температур за период с температурой >10°, необходимая для созревания или технической спелости (ºС)*
Пшеница 1380–1755
Кабачки 1200–1500
Картофель 1200–1800
Капуста 1400–1700
Кукуруза на силос
Кукуруза на зерно
Яблоня 1800–2400
Виноград 2200–3200
Лен 1000–1550
Хлопчатник 3100–4000
Рис 2500–3320
Соя 1700–3200
Горох 1150–1800

*(1380–1755) – размах потребности в тепле у разных (раннеспелых – позднеспелых) сортов культуры; 900 – среднее значение.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. Какой фактор, кроме продолжительности вегетационного периода ограничивает возможности выращивания культурных растений в окрестностях г. Кемерово?

____________________________________________________________________________________________________________________

2. Какой выход может быть предложен для культур, у которых потребности в тепле выше, чем обеспеченность теплом вегетационного периода?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие сорта больше всего подходят для выращивания в пригородах Кемерово?

____________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Процесс одомашнивания растений начался за 7—8 тыс. лет до нашей эры в различных областях Земного шара. В настоящее время культурные растения расселились далеко от центров происхождения и введения в культуру. Н. И. Вавилов и его последователи выделили центры происхождения культурных растений (табл. 3).

Где находится родина растений, культивируемых в нашей области?

Ход работы

Проанализируйте приложение 19 в пособии Растительный мир Кузбасса, табл. 3 и определите родину овощных (пряных, плодовых, ягодных, хлебных и крупяных) растений, культивируемых в нашей области.

Проанализируйте табл. 3 и дополните предложения.

1. Определено происхождение ___ культурных растений, выращиваемых в нашей области.

2. Из тропического Южно – Азиатского центра происходит ___ культур.

Родина __ культур – Восточная Азия.

3. Родина __ культур – Афганистан, Иран, Малая Азия, Кавказ, Средняя Азия.

4. Из стран Средиземноморья произошло __ культур нашей области.

______ культур нашей области были одомашнены в Африке.

5. Американское происхождение имеют ___ культур, европейское – _____ культур.

6. Родина ____ культур – Сибирь, ___ культур – Австралия.

7. Родиной ___ культур являются различные центры и географические районы.

Таблица 3

Родина некоторых культурных растений Земного шара

Центр происхождения (географический район) Основные культуры
Южно–Азиатский тропический центр (Индия, Южный Китай, острова Индонезии) базилик, баклажан, горчица, гречиха, имбирь, кардамон, коричное дерево, куркума, лимон, мандарин, огурец, перец черный, рис, хлопчатник
Восточноазиатский центр (Центральный и Восточный Китай, Тайвань, Корея, Япония) абрикос, актинидия, баклажан, вишня войлочная, вишня кустарниковая, горчица, гранат, груша, дыня, ежа, жимолость, капуста пекинская, лимон, лимонник, лук-батун, лук многоярусный, мак, овес, облепиха, персик, ревень, редька, соя, спаржа, стахис, хеномелес, чай, яблоня сливолистная, яблоня ягодная, ячмень
Юго–западно среднеазиатский центр (Афганистан, Иран, Малая Азия, Кавказ, Средняя Азия) абрикос, айва, алыча, боярышник, вика, виноград, вишня обыкновенная, гранат, горох, груша, дыня, ирга, конопля, кресс-салат, крыжовник, лещина, лук порей, лук репчатый, лук шалот, любисток, люцерна, малина, облепиха, овсяница, огуречная трава, пастернак, пшеница, редька, репа, роза, рожь, рябина, синяк, слива, смородина, спаржа, тмин, хрен, чабер, черешня, чеснок, чечевица, шалфей, шпинат, яблоня домашняя, эспарцет, ячмень
Средиземноморский центр (Египет, Сирия, Палестина, Греция, Италия и др.) анис, бобы, брюква, горох, горчица, капуста (кочанная, листовая, цветная, брюссельская, кольраби), груша, кориандр, лаванда, лавр, лен, лук-порей, лук репчатый, лук шалот, любисток, люпин, майоран, мак, мелисса, миндаль, морковь, овес, огуречная трава, петрушка, рапс, редис, редька, репа, роза, розмарин, рябина, салат, свекла, сельдерей, спаржа, укроп, цикорий, чабер, черешня, чеснок, чечевица, чина, шалфей, щавель, эспарцет
Африка(Эфиопский центр и южная Африка) арбуз, базилик, герань, клещевина, клевер, козлятник, костер, кофе, лук-шалот, нут, просо африканское, пшеница, сорго, ячмень
Центральноамериканский и Андийский центры (Мексика, Перу) арахис, арония, вишня песчаная, ежевика, земляника, картофель, клевер, костер, кукуруза, лук резанец, люпин, перец стручковый, подсолнечник, смородина золотистая, табак (махорка), тимофеевка, томат, топинамбур, тыква, фасоль, фацелия, физалис
Европа брюква, донник, ирга, клевер, костер, крыжовник, лещина, лук резанец, малина, мята, овсяница, рапс, репа, рыжик, рябина, смородина, спаржа, тимофеевка, тмин, турнепс, хмель, хрен, щавель
Сибирь донник, ежа, клевер, костер, лук резанец, лук слизун, малина, облепиха, полукультурки, ранетки, ревень, спаржа, смородина, полынь эстрагон, тимофеевка, тмин
Австралия клевер, костер.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. С какими географическими центрами связано происхождение большинства культур, выращиваемых в нашей области?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какую роль сыграла флора Сибири в формировании культурной флоры нашей области?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

задание 4

Рельеф оказывает влияние на распределение осадков, тепла, растительности и почв. Климатические и почвенные факторы определяют возможности развития различных отраслей сельского хозяйств.

Какие отрасли сельского хозяйства развиты на территории различных орографических районов Кемеровской области?

Ход работы

1. Проанализируйте карту Сельское хозяйство и охотничьи промыслы Кемеровской области, сопоставьте её со схемой Орографические районы области и дополните табл. 4.

Проанализируйте табл. 4 и дополните предложения.

1. На территории Кузнецкой котловины и Западно–Сибирской равнины развиты следующие виды деятельности человека, связанные с использованием растений: ___________________________________________________________________________________________________________________.

2. На территории Западно–Сибирской равнины развиты следующие виды деятельности человека, связанные с использованием растений: ___________________________________________________________________________________, которых нет в Кузнецкой котловине.

Таблица 4

Распределение отраслей сельского хозяйства и таежных промыслов

на территории Кемеровской области

Орографический район Отрасли сельского хозяйства и таежные промыслы, связанные с использованием растений
Западно-Сибирская равнина
Кузнецкая котловина
Салаирский кряж
Горная Шория
Кузнецкий Алатау

3. На территории Салаирского кряжа развиты следующие виды деятельности человека, связанные с использованием растений:

___________________________________________________________________________________________________________________.

4. В Горной Шории и Кузнецком Алатау развиты следующие виды деятельности человека, связанные с использованием растений:

___________________________________________________________________________________________________________________.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. Какие отрасли сельского хозяйства, связанные с использованием растений, развиты на равнинных территориях области?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какие виды деятельности человека, связанные с использованием растений, развиты в горных районах области?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Где, в основном выращиваются культурные растения?

____________________________________________________________________________________________________________________

4. Какую роль играет рельеф в распределении отраслей сельского хозяйства, связанных с использованием культурных растений, по территории Кемеровской области?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

задание 5

Плодородие почв и количество осадков определяют уровень урожая, получаемого при выращивании растений.

Какие условия характерны для тех районов области, где выращиваются культурные растения?

Ход работы

Сопоставьте почвенную карту и карту полей Кемеровской области и дополните ответы.

1. В Кузнецкой котловине поля расположены, в основном, на _______________________________ почвах. Эти почвы отличаются ________________________ плодородием.

2. Поля, расположенные на территории Западно–Сибирской равнины, занимают ___________________________ почвы. Для _____________________ почв характерно ______________________ плодородие, а для ______________________ почв – _____________.


8767304564636689.html
8767344782895794.html
    PR.RU™